Еще размышления о происходящем в Росии
Dec. 15th, 2011 11:49 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
... и вот теперь я Братский новосел ...
(Ю. Ким)
Стараюсь припомнить литературу около начала предидущего века... У Гиляровского, похоже, где-то проскальзывает восхищение каким-то уголовником... А вот у Леонида Андреева - вроде нет... Также как из более современной культуру нет этого у многих. Например, у Галича. Или у Аксенова. Называю первые пришедщие в голову имена - на настоящее исследование я не способен: слишком необразован и ленив.
(Ю. Ким)
Беда России - внедрение блатной этики в массовое сознание.
Натолкнуло меня на эту мысль эссе Дениса Драгунского [http://clear-text.livejournal.com/306441.html] цитирующего высказывание Гершензона в Вехах: «…нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом,- бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной». Он определил высказанную Гершензоном мысль, как "идиотскую". Это, конечно, перехлест: мысль не идиотская, но в определенном смысле "неправильная"; ощущение это определенно как бы "висит в воздухе" вот уже около века (а то и еще больше). И подумалось мне, что это где-то касается, возможно, самой главной российской беды; нечто вроде определения этой беды как бы "собралось" у меня в голове из многих моих наблюдения и размышлений. Комментарий мой был (привожу его здесь целиком):
Вы абсолютно правы.
И кажется мне, что истинный (хотя, не очень осозноваемый) источник этой риторики - блатной мир.
И кажется мне, что поэтому очень важно для Росии - это перестать ... как это ... ботать по фене!
И, возможно, первые шаги в этом направлении проглядываются. А то и вторые: первые сделало дисиденство в конце пятидесятых-шестидесятых...
И кажется мне, что поэтому очень важно для Росии - это перестать ... как это ... ботать по фене!
И, возможно, первые шаги в этом направлении проглядываются. А то и вторые: первые сделало дисиденство в конце пятидесятых-шестидесятых...
Высказал я это не имея времени как следует подумать... Но, кажется мне что попал в точку. Действительно, очень многое так или иначе укладывается в эту "блатную" теорию. И - из моего детства - восхищенные упоминания кого-то из дворовой шпаны о знакомстве с настоящим "блатным". И бесконечное увлечение воровской теметикой - и детективные книги, и песни (скажем, ранний Высоцкий, да и многие другие). И распространенная традиция считать мелкое воровство (особенно, у государства) похвальным (я когда-то поместил здесь мои персональные воспоминания о том, как люди или уж слишком горяче меня благодарили за то, что я их не обокрал, или сами "оправдывались", что не украли у меня).
Стараюсь припомнить литературу около начала предидущего века... У Гиляровского, похоже, где-то проскальзывает восхищение каким-то уголовником... А вот у Леонида Андреева - вроде нет... Также как из более современной культуру нет этого у многих. Например, у Галича. Или у Аксенова. Называю первые пришедщие в голову имена - на настоящее исследование я не способен: слишком необразован и ленив.
Так что не зря правят в России "кремлевские пацаны": имеется для этого некоторый фундамент - как сказал кто-то, народы имеют правительства, которые они заслуживают. И дай Бог Росии от этого "фундамента" избавиться...
(извиняюсь на некоторую сумбурность изложения - лучше я, наверное, не сумею)
(извиняюсь на некоторую сумбурность изложения - лучше я, наверное, не сумею)
no subject
Date: 2011-12-15 10:07 pm (UTC)no subject
Date: 2011-12-16 07:34 am (UTC)От гомофобии до всегобещго и принципиального нежелания работать.
no subject
Date: 2011-12-16 09:43 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-16 12:51 pm (UTC)Несколько моментов
Date: 2011-12-17 05:34 pm (UTC)Не только российская
Может в чем-то даже Новозаветная
2) Язык часто развивается заимствованием лексики из уголовного и молодежного сленга
3) С другой стороны существенно ОПРОЩЕНИЕ ценностей (тут от Ульянова к Сталину, политбюро, Путину) Диамат в форме пошляка
Наглядно рисуемый Зощенко и Булгаковым образ
4) Наверное особо для России именно противостояние суда земного и суда небе (которые сильно расходятся) Вспоминается тут Лермонтов
Не только критиерии, но и языки власти и правды расходятся
Re: Несколько моментов
Date: 2011-12-17 06:15 pm (UTC)Но:
1. тема может и инвечная, но не такая уж популярная. А говоря про Росиию я не имел в виду "благородности" - собственно я и не знаю таких примеров срвременных. Разве Деточкин - да и то, он вроде как боролся за советскую законность всего лишь - мстил спекулянтам ее преступающим. Деньги отдавал детдомам очевидно просто, чтобы не оставлять их себе - как важная цель это в фильме не просматривается.
2. "из уголовного" - я не слышал о таком за пределами России. Вообще, здесь в Америке я не слышал о чем-то вроде "фени" или она не популярна или не так развита, как в России.
3, 4. Это тоже, и вероятно связяно - но все же несколько другое. Но главное-то различие в том, что я то говорю в первую очередь об языке и этике (что важнее) народа!
Re: Несколько моментов
Date: 2011-12-18 02:19 am (UTC)В частности и у Высоцкого просто регулярно
Или вспомните Говорухина с пресловутым ВОРОШИЛОВСКИМ СТРЕЛКОМ
Так же выглядит большинство фильмов про зону с сопротивляющимся беспределу героем
Да и Михалков это любит
Есть это и в американских фильмах (хотя бы про бегство из тюрем)
Тема противопоставления разных этических кодексов - формального и якобы нутряного (с правом на самосуд) вообще распространена в разного рода маргинальных и протестных движениях
Не знаю насколько сейчас это выражено в США
Обычно и наркоторговцы и националисты пускают корни на этом
2) Утверждение, что быстрее развивающаяся периферия языка поддерживает main stream не мое
Читал у какого-то из французских лингвистов
Не знаю как в США в жизни со сленгом и опрощением но в криминальных фильмах все эти факи и задницы повсеместны
3) Наверное Вы правы в том плане, что смотреть лучше по частям